Jean Michel Jarre
Категории: О музыкантах
Jean-Michel Andr? Jarre / Жан-Мише?ль Жарр — французский композитор, один из пионеров электронной музыки, играющий в основном на синтезаторах, автор и постановщик грандиозных световых шоу. Всемирную популярность приобрёл благодаря альбому Oxygene (1976), ставшему классикой электронной музыки. Начиная с 1979 года, провёл десятки музыкально-световых представлений в разных точках планеты.
Сын Франс ПЕЖО (France PEJOT) и Мориса ЖАРА (Maurice JARRE), Жан-Мишель Андре ЖАР (Jean-Michel Andr? JARRE) появился на свет в Лионе 24 августа 1948 года. С детских лет он купается в мире музыки, его дед — изобретатель одного из первых звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков, а его отец Морис ЖАР, начиная с пятидесятых годов, сочинял музыку к фильмам, известным и популярным во всём мире. Его мать юыла членом Французского сопротивления во время Второй мировой войны, она была депортирована в Равенсбрук (Ravensbruck) в 1945 году, откуда бежала и вернулась во Францию на крыше поезда. В 1953 году родители Жан-Мишеля разводятся, и Морис ЖАР покидает семью, чтобы поселиться в Соединённых Штатах. После этого ЖАР рос без отца и жил со своей матерью в Иси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux), одном из пригородов Парижа.
В пять лет Жан-Мишель начинает учиться игре на фортепиано. Параллельно с занятиями в школе он берёт уроки гармонии, контрапункта и фуги у Жанин РЮФ (Jeannine REUFF) в консерватории Парижа. Атмосфера шестидесятых годов повлияла на его пропуски уроков в школе, а явление англосаксонской музыки заставило его играть на электрогитаре в группах-однодневках. Вместе со своей первой группой «Myst?re IV» («Тайна IV»), основанной в 1964 году, он выиграет первый приз «Le festival de rues de Paris» («Фестиваль улиц Парижа»).
В 1967 году ЖАР и его новая группа «The dustbins» («Мусорные ящики») сыграли в фильме «Des gra?ons et des filles» («Парни и девушки») режиссёра Этьена ПЕРЬЕ (Etienne PERIER). Группа выпустила свой сингл очень ограниченным тиражом — всего 10 копий. Этот диск практически невозможно найти, так как он есть только у участников «The dustbins».
Оставив филологию, ЖАР продолжает учиться музыке. В 1968 году он входит в «Groupe de recherche musicales» («Группу музыкальных исследований») «Radio France» («Радио Франции»), возглавляемую Пьером ШАФЕРОМ (Pierre SCHAEFFER). Там он открывает для себя сольфеджио, охватывающее совокупность всех звуков, окружающих нас.
Тогда же он, еле сводя концы с концами, начинает оборудовать свою собственную студию звукозаписи и приобретать электронные музыкальные инструменты, несмотря на финансовые трудности.
В 1969 году ЖАР становится автором электроакустической пьесы «Happiness is a sad song» («Счастье — это грустная песня»), написанной в «Groupe de recherche musicales» для Дома культуры Реймса. Она будет использована в качестве официальной темы «Les fetes de la jeunesse» («»). В том же году он сочинит «La cage» («Клетка») и «Erosmachine» («Эросмашина»), две небольших инструментальных пьесы для магнитоальбома, изданного в 1971 году тиражом всего 117 экземпляров. Позже, в 1978 году, «La cage» будет включена в состав сборника «Made in France» («Сделано во Франции»).
Его стиль сформировался, его принадлежность к электронной музыке становится очевидной.
Его творческий путь начинается там, где заканчивается у многих композиторов. По случаю установки нового потолка с обновлёнными картинами ШАГАЛА (CHAGALL) в «L'opera de Paris» («Опера Парижа») ЖАР становится руководителем балета, названного «Aor» («Свет»). Первый раз электроакустическая музыка вошла в зал «L'opera de Paris». «Aor» («Свет») — это музыка, состоящая из семи частей, сопоставленных цветам радуги. Жан-Мишель ЖАР станет самым молодым исполнителем, выступавшим вживую в этом престижном зале. Вопреки мнению критики «Aor» будет исполнен 17 раз. За этой первой попыткой последуют два других балета, музыку к котрорым напишет Жан-Мишель ЖАР: «Dorian Gray» («Дориэн Грей») Норберта ШМУКИ (Norbert SCHMUCKI) и «Le labyrinthe» («Лабиринт») Жозефа ЛАЗИНИ (Joseph LAZZINI). Эти спектакли частично транслировались по ТВ в 1975 году.
В 1972 году выходит его первый альбом «Deserted palace» («Пустынный дворец»), который заинтересует нескольких эксцентриков. Критики даже сказали, что это не музыка, а шум.
Жан-Мишель ЖАР продолжает исследовать все средства выразительности. Он пробует писать музыку к фильмам («Les granges br?l?es» — «Сожжённые амбары») и к заставкам телепередач (программа «Sport en f?te» — «Спорт по выходным» Мишеля ДРЮКЕРА (Michel DRUCKER), передача «Setyricon» — «Сатирикон»). Он также сочиняет для радио «RTL» («РТЛ»), для «International Festival of Magic» («Международный фестиваль магии») и фоновую музыку для аэропортов («Orly» — «Орли»), а также для рекламы «Nestle» («Нестле»), «Pepsi-Cola» («Пепси-Кола»), «Autoroute A4» («Автопуть А4») и аваикомпании «Underground Musaks». Испытаний столько же, сколько и побед.
Он также активно сочиняет для многих певцов и является залогом успеха многих из них в семидесятые годы. ЖАР пишет для Кристофа (Christophe), Франсуаз АРДИ (Fran?oise HARDY), Жерара ЛЕНОРМАНА (G?rard LENORMAN) и больше всего для Патрика ЖЮВЕ (Patrick JUVET). Такие песни, как «Les mots bleus» («Синие слова»), «Senorita» («Сеньорита») и «O? sont les femmes?» («Где есть женщины?») будут приняты людьми всех возрастов, и публика признает их одними из самых красивых песен. В это же время Жан-Мишель знакомится с Франсисом ДРЕЙФЮСОМ (Francis DREYFUS), директором компании «Disques Motors».
24 января 1975 года ЖАР в первый раз становится отцом: на свет появляется Эмили, его дочь от первого брака.
Между тем, эти сотрудничества не отдаляли ЖАРА от его экспериментальной работы. Жан-Мишель тогда же решает броситься с головой в то, что он по-настоящему любит — электронную музыку. Так он сочиняет «Oxyg?ne» («Кислород»). Любопытно, что перед тем, как он вышел, ни один издатель не заинтересовался этой музыкой. Но его друг Франсис ДРЕЙФЮС (Francis DREYFUS) был очарован этой музыкой. Человек, который открыл для Франции Девида БОУИ (David BOWIE) и «Pink Floyd», возьмёт ЖАРА под своё крыло. Он верит в успех и соглашается отпечатать 50 000 копий альбома. Звукозаписывающие компании, отказавшиеся издать альбом, кусали локти. «Oxyg?ne» покорит весь мир, многократно станет «золотым» диском, он займёт первую строчку в хит-парадах всего мира. ЖАР и ДРЕЙФЮС неожиданно разбогатели и основали новую звукозаписывающую компанию «Disques Dreyfus». Тогда же Жан-Мишель ЖАР будет выбран человеком года в Соединённых Штатах журналом «People» («Люди»). Жан-Мишель сочинил настоящую электронную симфонию, далёкую от повторяющейся, безжизненной и бесчувственной, как у «Kraftwerk», музыки. Синтезаторы здесь приобрели душу и совершили переворот в синтезированной музыке, которая тогда ограничивалась лишь набором шумов и грубых звуков, в ней не было поэзии. Жан-Мишель переносит нас к новым звуковым пейзажам, наполненным чувствами.
Главная часть альбома «Oxyg?ne 4» будет использована в заставках многих телевизионных передач. В 1979 этот альбом послужит музыкой к австралийскому фильму «Gallipoli» Питера Вейра (Peter WEIR). На сегодняшний день продано 15 миллионов копий «Oxyg?ne»!
Следующий его альбом «?quinoxe» («Равноденствие») достигнет успеха в 35 странах, будет продано 7 миллионов экземпляров. Благодаря этому альбому ЖАР получит мировое признание.
В марте 1978 года рамках фестиваля «California jam II», проходившего в Онтарио (Канада), группа «Aerosmith» выступила перед аудиторией в 350 000 человек нараяду с Жан-Мишелем ЖАРОМ, САНТАНОЙ и другими. ЖАР там исполнил «Oxyg?ne 5».
7 октября 1978 года он свяжет свою судьбу с английской актрисой Шарлоттой РЕМПЛИНГ (Charlotte RAMPLING). От их брака родился сын Дави (David).
Жан-Мишель ЖАР также станет создателем концепции «Les villes en concert» («Города в концерте»). 14 июля 1979 года Париж был парализован первым концертом ЖАРА. В тот вечер 1 миллион любопытных зрителей собрались на place de la Concorde (площадь Согласия), чтобы увидеть этот концерт. ЖАР в первый раз войдёт в «Книгу рекордов Гинеса» за наибольшее количество зрителей на концерте под открытым небом. После принцип мега-концертов был использован «Rolling stones», «U2», «Pink Floyd» и многими другими.
«Les chants magn?tiques» («Магнетические пения»), следующий альбом, вышедший в 1981 году, так же принёс ЖАРУ большой успех. Он войдёт в десятку наиболее продаваемых альбомов в Европе и станет многократно золотым.
В октябре 1981 года Жан-Мишель ЖАР улетает в Китай для серии из 5 концертов. Это событие, не имевшее места прежде: западный артист не выступал в этой стране после смерти Мао. На переговоры с властью ушло 2 года. На концертах в Китае ЖАР добьётся успеха благодаря тонкому объёдинению национальных китайских инструментов с синтезаторной технологией. Столкновение двух культур. ЖАР вернётся из Китая c единственным разрешённым к экспорту правительством мотоциклом с коляской. Альбом, последовавший за этой поездкой, станет одним из самых богатых в дискографии ЖАРА.
В 1983 году он встретился с группой художников, которые организовали выставку в универмагах. Эта выставка включала живопись и скульптуру, но им не хватает музыки. Они попросили известного музыканта сочинить музыкальное оформление к выставке. ЖАР согласился. Этот тридцатиминутный альбом будет готов после трёх месяцев экспериментирования. Во время работы над этой музыкой ЖАР сравнивает свой будущий альбом с картиной или скульптурой: каждая вещь уникальна. Так он решает изготовить диск в единственном экземпляре и выставить на продажу. Чтобы сделать свой поступок более зрелищным, ЖАР уничтожил все матрицы на глазах у судебного исполнителя. После использования на выставке «Musique pour supermarch?» («Музыка для универмага») была продана на аукционе в гостинице «Drouot» («Друо») 6 июля 1983 года за 69 000 французских франков, это самый дорогой альбом, проданный на территории Франции! Собранные деньги были отданы молодым художникам. В тот же день ЖАР отправляется на радио «RTL» и даёт разрешение проиграть альбом целиком в первый, последний и единственный раз в мире. ЖАР завершит свой поступок, бросив в прямом эфире по радио «Piratez-moi!» («Попробуйте скопировать!») Этот провокационный поступок останется единственным в истории дисков.
Альбом «Zoolook» («Зоовзгляд») выйдет в 1984 году и в очередной раз приведёт в восторг всех поклонников ЖАРА. Музыкант не попадёт в ловушку повторений, ему удастся обновить свою музыку. Этот новый альбом прославляет человеческий голос — наиболее совершенный инструмент. В новых произведениях звучат слова многих языков мира, изменённые и по-новому окрашенные волшебными синтезаторами музыканта. В записи альбома участвовали Лори АНДЕРСОН (Laurie ANDERSON), Маркус МИЛЕР (Marcus MILLER), Йоги ХОТОН (Yogi HORTON) и Эдриен БЕЛЬЮ (Adrian BELEW).
Следующий этап в творчестве ЖАРА отмечен реализацией его одного из самых амбициозных проектов. NASA (НАСА) заказала у него концерт, чтобы отметить своё двадцатипятилетие и стопятидесятилетие штата Техас (Texas).Всё было готово для большого праздника. «Rendez-vous Houston» («Хьюстонское свидание») должно было поразить весь мир новинкой: музыкой, сыгранной и записанной в космосе. Космонавт Рон МАКНЕР (Ron MCNAIR) должен был исполнить на саксофоне одно из произведений прямо с борта космического корабля «Challenger» («Претендент»). Оба музыканта репетировали до конца. Было предусмотрено всё: изображение должно было передаваться с корабля и проецироваться на одно из зданий, переделанное в гигантский экран. К несчастью, Жан-Мишель ЖАР потеряет своего друга при взрыве корабля. Весь мир ужаснулся этой трагедии. Концерт в Хьюстоне будет воспринят как дань уважения всей Америке.
Шесть месяцев спустя Жан-Мишель реализует свою давнюю мечту: сыграть в Лионе, его родном городе. Концерт был приурочен к приезду папы Иоан-Павла II (Jean-Paul II). Концерт в Лионе совпал со временем, когда Францию захлестнула волна террора. Концерт чуть не отменили. Но зелёный свет был дан после мобилизации служб безопасности. «Rendez-vous Lyon» («Лионское свидание») оставит яркий след в памяти благодаря звуку лазерной арфы и хора.
Жан-Мишель ЖАР никогда не был равнодушен к глобальным проблемам человечества. Альбом «Revolutions» («Революции») станет его криком против ужасов апартеида. ЖАР ещё раз сталкивает культуры. Диск будет посвящён Дульси СЕПТАНБР (Dulcie SEPTEMBER), одной из жертв апартеида, убитой в Париже 28 марта 1988 года. Однако выход диска будет отмечен цензурой! Причина? Арабское пение в «Revolution, revolutions» («Революция, революции»). Франция переживала время террористических актов.Этот альбом также станет поводом для нового концерта в Лондоне, в старом порту Докландс (Docklands), одном из самых мрачных мест английской столицы. Концерт прерывался несколько раз, поскольку шёл под дождём, который повредил часть инструментов. В конечном счёте англичане увидели два концерта, 8 и 9 октября. Магия ЖАРА совершилась в очередной раз. Старые кварталы вновь обрели жизнь под дождём и предстали перед восхищёнными глазами 200 000 зрителей.
В мае 1989 года по случаю столетия Эйфелевой башни (la Tour Eiffel) ЖАР, нарушив традицию своих масштабных концертов, подарил Железной даме мини-концерт продолжительностью около 20 минут, транслировавшийся по Мировидению (Mondovision).
В 1989 году Франция также отмечала двухсотлетие своей революции, и это был идеальный повод для такого артиста, как Жан-Мишель ЖАР. У него была идея концерта в Лионе, в квартале Minguettes, пережившем немало горячих событий, являющимся символом быстрой урбанизации. Этот квартал должен был быть разрушен для того, чтобы расчистить место под строительство новых домов. ЖАР придавал большое значение охране окружающей среды и решает дать концерт в этом месте, прямо перед перестройкой, таким образом он решил отметить революцию, но не прошедшую, а грядущую. Однако организационные проблемы помешали осуществлению проекта.
Всё ещё в 1989 году ЖАР организует большую выставку. «Concert d'images» («Концерт изображений») прошёл в «L'espace photographique des halles de Paris» («Фотографическом зале Парижа») с 6 июня по 17 сентября. На этой выставке были представлены фотографии с концертов, начиная от площади Согласия и до Лондона. Посетитили также могли поиграть на знаменитой лазерной арфе и послушать пре-версию альбома «En attendant Cousteau» («В ожидании Кусто»).
В 1990 году Жар соглашается сочинить музыкальную тему для компании «La lyonnaise des eaux» («Лионские воды»). Он перерабатывает одно из своих первых произведений и сочиняет «R?manance» («Перестройка»), которая на самом деле представляет собой сжатую версию «Calypso 2» («Калипсо 2»). Компания использует эту композицию как музыку ожидания в своих телефонах.
14 июля ЖАР устраивает новый необыкновенный концерт под аркой Обороны (l'arche de la D?fense).Пирамидальная сцена была установлена точно на прямой между аркой Обороны и Триумфальной аркой (l'arc de Triomphe). На концерте присутствовало 2,5 миллиона человек, новый мировой рекорд для бесплатных концертов. Это шоу совпало с выходом нового альбома ЖАРА «En attendant Cousteau». Для его записи ЖАР привлёк лучший ансамбль ударников из Тринидада «Amaco renegades». Этот альбом посвящён Жак-Иву КУСТО, борцу за охрану природы. Кусто для Жан-Мишеля является одной из самых уважаемых личностей во Франции и в мире. Французский музыкант станет одним из известных людей, подписавших знаменитую петицию Кусто. Эти два великих человека будут сотрудничать в 1992 году в «Palawan, le dernier refuge» («Палаван, последнее убежище»). В этот документальный фильм войдут лучшие вещи ЖАРА и музыка, специально сочинённая для фильма.
Число проектов музыканта увеличивается, и они начинают сливаться. 11 июля 1991 года Солнце встретилось с Луной. Жан-Мишель ЖАР работал над «Concert de l'?clipse» («Концерт затмения»), который должен был длиться в течение всего этого события. Шоу должно было состояться в городе Teotihuacan (Мексика), а сцена должна была быть установлена перед Пирамидой Солнца. Но многочисленные проблемы (помехи, недостаток насыпи, крушение в Атлантическом океане корабля с оборудованием) помешали артисту поставить этот спектакль. Чтобы хоть как-то подбодрить поклонников из Мексики ЖАР организует «Concert d'images» на несколько месяцев в Мехико. Жан-Мишель называет это время периодом разочарований в его творчестве.
1992 год станет одним из самых загруженных для Жан-Мишеля ЖАРА. 21 марта он становится на один день главным редактором журнала «Figaro» («Фигаро»). Он готовит небольшое лазерное шоу в «Le Palis des Congr?s de Paris» (Дворец съездов Парижа) в пользу обездоленных детей, которое в конечном счёте не состоится, и участвует в подготовке Церемонии открытия Зимних Олимпийских игр во французском городе Альбервиле (Albertville).
Для того чтобы отметить факт продажи 100 миллионов наручных часов в течение 8 лет, фирма «Swatch» попросила ЖАРА поставить мега-спeктакль в городе Цермат (Zermatt). Вопреки обыкновению он не участвовал в концерте, поскольку вся музыка будет проиграна с жёсткого диска. Это позволило ЖАРУ больше сконцентрироваться на визуализации шоу. Во время этого большого праздника «Swatch» представит прототип, первые наручные часы с музыкальным боем. Так родились часы «Swatch MusiCall». Тему боя сочинил Жан-Мишель ЖАР. Её, впрочем, можно услышать в «Chronologie» («Хронология»). Швейцарская компания станет партнёром Жан-Мишеля во время его турне «Europe en concert» («Европа в концерте»).
Этот год очень пышно закончится в Южной Африке, куда ЖАР был приглашён, чтобы отпраздновать открытие дворца «Затерянный город». Так же, как и в предыдущем спектакле, живого концерта не было, ЖАР записал концерт заранее на кассету. Зато на своём первом концерте в Южной Африке ЖАР настоял на участии местных музыкантов. Совместно с Седриком САНСОНОМ (Cedric SAMPSON) он переработал свои произведения, чтобы достичь атмосферы южноафриканских ритмов. «Volcanic dance» («Вулканический танец») был сочинён Жан-Мишелем специально для южноафриканских ударников.
Открыта новая планета 4422 нашей Солнечной системы. Она будет названа именем ЖАРА.
В 1993 году Жан-Мишель ЖАР был избран посланником доброй воли ЮНЕСКО (UNESCO). Его цель — дать серию концертов в стратегических для ЮНЕСКО местах.
Его новый альбом «Chronologie» выйдет 23 мая 1993 года. Первый сингл «Chronologie: part 4», стремительно ворвётся во французский хит-парад и сразу же займёт первое место. Этот новый альбом станет поводом для серии концертов. Первый раз Жан-Мишель уезжает в турне по Европе. «Europe en concert» — это 15 концертов в 7 разных странах. С июля по октябрь Жан-Мишель осветит гору святого Михаила, стадион «Уэмбли», Брюссель, Барселону и даже Версаль. Турне принесёт большой успех, собрав около 660 000 зрителей.
После нескольких месяцев отдыха ЖАР ещё раз отправится к берегам Китая. Его, а не Майкла ДЖЕКСОНА (Michael JACKSON) или Мадонну (Madonna), пригласят для организации церемонии открытия нового стадиона в Гонконге. Это был его второй визит в Китай. В том же 1994 году планировался ещё один концерт, но в конце концов он был отменён. Концерт должен был состояться 18 июня на Рейнштадионе (Rheinstadion) Дюсельдорфа, в Германии.
1 апреля 1994 года Жан-Мишель ЖАР даёт забавный концерт в прямом эфире на волнах французского радио «Europe 2». Он исполняет три композиции, но не на синтезаторах, а на шарманке.
Новый амбициозный проект Жан-Мишеля ЖАРА был связан с празднованием года терпимости и пятидесятилетия ЮНЕСКО. Первый «Concert pour la tol?rance» («Концерт за терпимость») состоялся в 1995 году в Париже, у подножия Эйфелевой башни. Этот спектакль реализует давнюю мечту Жан-Мишеля: увидеть Железную даму, изменившуюся в цвете. На концерте будет присутствовать 1 200 000 зрителей, новый успех. Первоначально другие «Concert pour la tol?rance» должны были пройти в других символичных местах: Бейруте и Атланте, городе Мартина Лютера КИНГА (Martin Luther KING). К несчастью, единственный концерт у Эйфелевой башни завершит проект.
В сентябре 1995 года ЖАР примет участие в шоу «Fiesta Italiana» в Турине, где компания «Fiat» представила два своих новых автомобиля «Bravo» и «Brava». Жан-Мишель сыграет две композиции под проливным дождём.
В 1996 году ЖАР продюсирует альбом «Amphibia» («Амфибия») Патрика РОНДА (Patrick RONDAT).
В следующем году Жан-Мишель ЖАР совместно с Министерством культуры Франции открывает свой первый сайт в Интернете «Un espace pour la tol?rance» («Пространство за терпимость»). Его официальный сайт www.jeanmicheljarre.com откроется в 1997 году.
20 лет спустя после мирового успеха «Oxyg?ne» Жан-Мишель ЖАР возвращается к истокам, записывая продолжение — «Oxyg?ne 7-13» («Кислород 7-13»). В этот раз он смешивает синтезаторы той эпохи и новой технологии. «Oxyg?ne 7-13» займёт самые высокие позиции в европейских хит-парадах, его лучшая позиция — 2-ое место в Австрии.
Этот новый альбом послужил поводом для новой серии концертов. Вопреки концепции «Les villes en concert», когда архитектура города служила декорацией мега-спектакля, Жан-Мишель решит провести своё турне в залах. Он объяснит своё решение желанием играть перед небольшим числом зрителей и желанием усилить контакт с публикой. «Oxygen indoor tour» («Внутренний тур «Кислорода») прошёл в Европе с мая по июнь. Вторая часть турне прошла во Франции в течение октября.
Вопреки этому «закрытому» туру, ЖАР не порвал с большими концертами и принял приглашение мэра Москвы, Юрия ЛУЖКОВА, участвовать в праздновании 850-летия русской столицы. Концерт проходил перед МГУ, зданием в 400 м длиною и 250 м высотою. В ходе спектакля на фасад университета проецировались кадры из истории Москвы. Одним из незабываемых моментов концерта была связь с космонавтами, находившимися на борту космической станции «Мир». Московские власти оценили количество зрителей «Oxygen in Moscow» («Кислород в Москве») в 3,5 миллиона человек! Такого скопления народа в Москве не было со времён похорон Сталина в 1953 году!
В 1998 году состоялось большое спортивное событие — Кубок мира по футболу, прошедший во Франции. Жан-Мишель будет участвовать в своей манере в этом большом празднике. Кроме «Appolo 440», сделавших ремикс — «Rendez-vous '98» («Свидание '98»), ЖАР сотрудничает с Тецуей КОМУРО (Tetsuya KOMURO), известным в Японии артистом, они вместе сочиняют гимн следующего Кубка мира 2002 года, который пройдёт одновременно и в Японии, и в Южной Корее. Эта композиция, названная «Together now» («Сейчас вместе»), порывает с традиционной музыкой ЖАРА, поскольку он напишет песню со словами на английском языке, исполненную японкой. Музыка очень стремительна, и очень трудно узнать почерк ЖАРА. Он также примет участие в церемонии закрытия Кубка мира во Франции, это будет новый концерт у подножия Эйфелевой башни. Никто не видел прежде подобного шоу. «La nuit ?lectronique» («Электронная ночь») стала грандиозным вечером техно, где вместе с Жаром на сцене играли самые известные представители этого жанра: «Appolo 440», DJ Cam, Тецуя КОМУРО, Клод МОНЕ (Claude MONNET), «Resistence D», Трига (Trigga) и KDD. Каждый из них исполнил ремиксы на произведения французского композитора, своеобразное «живое» продолжение альбома ремиксов «Odyssey through O2» («Одиссея сквозь кислород»). Несмотря на присутствие 600 тысяч зрителей, «La nuit ?lectronique» не будет принята публикой. Зрители начали покидать Марсово поле уже после одного-двух часов концерта. Жан-Мишель ЖАР понял, что публика была озадачена этим концертом, он скажет, что у него было желание сделать что-то другое.
Последнее представление ЖАРА в 1998 году состоялось на выставке «Apple» по случаю выпуска нового компьютера «iMac». Это шоу, происходившее в зале, было приурочено к 50-летию электронной музыки. Но концерт был насыщен, прежде всего, различными визуализациями. Все изображения, проецировавшиеся на экран, были трёхмерные, чтобы зрители могли оценить эти эффекты, им перед началом концерта были выданы специальные очки.
2000 год без всякого сомнения является началом нового этапа в творчестве Жан-Мишеля ЖАРА. В ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года он исполнил оперу у подножия пирамид Египта, озаглавленную «12 dreams of the Sun» («12 снов Солнца»). Как всегда всё прошло с большим размахом: бюджет в 9,5 млн. долларов, 1000 артистов (танцоров, певцов, музыкантов) и 10 тон пиротехнических веществ. Хосни МУБАРАК (Hosni MOUBARAK), президент Египта, присутствовал на концерте, который транслировался на весь мир. Концерт продолжался до первых лучей Солнца нового года.
Новый альбом также явился новым начинанием. Озаглавленный «Metamorphoses» («Метаморфозы»), этот новый диск является экспериментальным в плане работы над звуком и не имеет ничего общего с предыдущими альбомами. Жан-Мишель ЖАР уходит от своих музыкальных традиций и чисто коммерческих проектов — «Chronologie» и «Oxyg?ne 7-13» — чтобы возвратиться к экспериментам со звуком — путь, которым он шёл в 80-х годах. Выход «Metamorphoses» был отмечен небольшим представлением Жан-Мишеля ЖАРА в парижском кафе «Man ray cafe» («Лучистый человек»), принадлежащем Джони ДЕПУ (Johnny DEPP).
2001... магическое число! Ведь это книга Артура КЛАРКА (Arthur CLARKE) и фильм Стенли КУБРИКА (Stanley KUBRICK). Это видение будущего из 70-х годов. Жан-Мишель ЖАР решил отдать дань уважения одиссее пространства концертом, названным «Rendez-vous in Space» («Свидание в космосе»). Вместе с Тецуей КОМУРО, Франсисом РЕНБЕРОМ (Francis RIMBERT), Марком ФИШЕРОМ (Mark FISHER) он организовал группу «The Vizitors», которая и исполнила специально написанную ЖАРОМ и КОМУРО музыку. За несколько месяцев до концерта Жан-Мишель ЖАР несколько раз летал на Шри-Ланка, чтобы записать на плёнку Артура КЛАРКА, который говорил на самые различные темы, такие как жизнь человека в космосе и др. Эти записи были использованы в концерте, они предваряли начало каждого произведения, как это делала Лори АНДЕРСОН на концерте в Египте. Идея концерта была прекрасна, но сам концерт немного разочаровал: лишь 8 композиций и всего 45 минут музыки. Все ждали грандиозного концерта как в Хьюстоне или под аркой Обороны, например, с гигантскими проекциями на здания и лазерными эффектами. Но получилось лишь небольшое шоу. Предполагалось, что в феврале 2001 года выйдет альбом «The vizitors», но проект был отменён.
Афины, а точнее Акрополь, стал без всякого сомнения одним из городов, который поклонники творчества Жан-Мишеля ЖАРА хотели увидеть в лучах света и лазеров. Это было сделано 19 и 20 июня 2001 года в течение ежегодного летнего фестиваля. Именно греческое правительство пригласило ЖАРА дать концерт в их стране. Для этого спектакля, названного «Athenes: L'Hymne d'Acropolis» («Афины: гимн Акрополю»), был написан специальный сценарий, который воздает должное греческой культуре и её интересной мифологии. Фасад «Herode Atticus», амфитеатра на 5 000 мест, расположенного точно под знаменитым холмом Акрополя был использован для проецирования изображений, в то время как несколько гигантских экранов и мониторы на сцене распространяли компьютерную анимацию. На музыкальном уровне была сыграна только классика ЖАРА. В названии концерта специально упомянута новая пьеса «Akropolis» («Акрополь»), сочинённая специально для концерта по просьбе греческого правительства, которая должна была стать темой Акрополя.
Осенью того же 2001 года тиражом всего в 1 000 экземпляров выйдет новый альбом «Interior music» («Внутренняя музыка»). Он был написан в рамках сотрудничества Жан-Мишеля ЖАРА с датской фирмой «Bang & Olufsen», занимающейся производством аппаратуры класса «Hi-Fi». На альбоме слушатель найдёт всего две композиции, близкие по звучанию к «En attendant Cousteau» — там нет ключевой мелодии, но много окружающих нас звуков и расслабляющих волн синтезаторов.
В том же году Жан-Мишель ЖАР создаёт звуковое оформление для кабельного телеканала «Match TV», а также сочиняет музыку для фильма «Qui veut devenir une star» («Кто хочет стать звездой»).
12 апреля 2002 года ЖАР в первый раз участвует в известном фестивале «Printemps de Bourges» («Весна в Бурже»). На нём он исполнил около часа неизданной музыки, включая новую версию части «Bleu» («Голубой») балета «Aor».
Летом 2002 года французский журнал «Paris Match» публикует статью, посвящённую Жан-Мишелю ЖАРУ и его новой возлюбленной — Изабель АДЖАНИ (Isabelle ADJANI), французской актрисе и певице. Они объявляют о своей помолвке и говорят о планах пожениться. Чёрно-белые фотографии, сопровождающие статью, были специально отобраны Жан-Мишелем и Изабель.
7 сентября того же года Жан-Мишель ЖАР дал концерт в парке ветряных мельниц «Gammel Vr? Enge», расположенном около города Ольбурга в Дании. Главной темой концерта, названного «Aero» («Аэро») стала энергия и окружающая среда. «Ветер играет ведущую роль, но не только как источник энергии, но и как среда распространения звуков, образов и снов. Ветер переносит птиц, но также и дым и загрязнения, он осуществляет связь между нами и всем хорошим и всем плохим — это наша судьба»,- сказал Жан-Мишель ЖАР. Электроэнергия, необходимая для концерта, вырабатывалась ветряными мельницами, расположенными в парке. Как и чуть более года назад на Акрополе были исполнены лишь классические произведения Жан-Мишеля ЖАРА, за исключением двух новых композиций. В концерте принимал участие давний друг Жан-Мишеля ЖАРА — Франсис РЕНБЕР (Francis RIMBERT), вместе с ними играла датская группа «Safri Duo». Поставить концерт на поле ветряных мельниц было очень трудно, это был своего рода вызов команде ЖАРА. Но в этот вечер в концерт вмешалась ещё одна стихия. В течение двух часов 35 000 зрителей под дождём, стоя почти по колено в грязи, наблюдали за спектаклем. Как сказал сам Жан-Мишель ЖАР «получилось посвящение дождю, а не ветру».
Спустя полтора месяца после «Aero» издательство «Disques Dreyfus» выпускает новый студиный альбом Жан-Мишеля ЖАРА «Sessions 2000» («Сессии 2000»). Жан-Мишель ЖАР в очередной раз всех поразил. Кто бы мог подумать, композитор решит направить свои музыкальные эксперименты в русло джаза? Музыка полностью оригинальна, это стиль, который мы раньше никогда не слышали у Жан-Мишеля ЖАРА, с джазовой атмосферой и множеством фортепианных звуков, акустическим басом и трубами. Альбом больше похож на фоновую расслабляющую музыку, напоминающую композиции «Interior music» (альбом, записанный в то же время, что и этот), с отсутствием мелодий, но с музыкальным ландшафтом, семплами оркестра и звуковыми эффектами. Франсис РЕНБЕР сказал: «Как это отражено в названии альбома, мы сделали несколько сессий по сочинению и записи альбома. Мы исследовали новые музыкальные стили. Электронные стили, конечно же, но с некоторыми другими влияниями. Иногда, это джазовый стиль, который удивит слушателей. Мне это очень нравится, и мы в действительности хорошо провели время, записывая этот диск».
В 2003 году Жан-Мишель ЖАР записал новый альбом, озаглавленный «Geometry of love» («Геометрия любви»), для известного французского клуба Жана РОША (Jean ROCH) «VIP room». Это оригинальная музыка с «праздной» атмосферой. Для создания обложки альбома Жан-Мишель ЖАР обратился к ORA-ITO, который выполнил мозаику из фотографии, сделанной Жан-Мишелем ЖАРОМ, на которой изображена его невеста Изабель АДЖАНИ (Isabelle ADJANI). Увы, Жан-Мишель и Изабель расстанутся в начале следующего года. Предвыпуск этого альбома состоялся в четверг, 10 июля, в клубе «VIP room» в Париже, как закрытие «Fashion week» («Неделя моды»). Это была вечеринка лишь для приглашённых гостей. Коммерческий выпуск «Geometry of love» состоялся 9 сентября 2003 года.
В начале следующего года компания «Francis Dreyfus Music» переиздала «докислородный» альбом «Les granges br?l?es» на компакт-диске. Альбом впервые вышел в США.
2 сентября 2004 г. состоялся перезапуск официального сайта Жан-Мишеля Жара, это событие предварило выход студийного альбома «Aero». Жан-Мишель снова установил рекорд: впервые в мире альбом был сочинён, а не просто записан, в формате 5.1. К сожалению, действительно новых произведений в альбоме немного, его основу составляют ставшие «классическими» композиций, хотя и представленные в новой аранжировке. Альбом был выпущен сразу на двух носителях, DVD и CD (обычный стерео вариант), причём при прослушивании DVD можно наблюдать на протяжении всего альбома глаза французской актрисы Анн ПАРИЙО (Anne PARILLAUD), реагирующие на музыку. Жан-Мишель и Анн поженятся 12 мая 2005 года.
Спустя 23 года после своего первого визита, Жан-Мишель ЖАР снова в Пекине: 2004 год был объявлен годом Франции в Китае. 10 октября он дал концерт, первая часть которого прошла в Запретном городе, а вторая — на знаменитой площади Тяньаньмэнь.
В 2005 году исполнилось 25 лет со дня образования польского независимого объединения профсоюзов «Солидарность», который выступил против действовавшего в Польше режима. Жан-Мишель ЖАР едет в Гданьск, где даёт, пожалуй, самый длинный из всех своих концертов «Space of freedom» («Пространство свободы»). Он прошёл на судоверфи, в месте рождения «Солидарности».
В 2006 году выходит концертный альбом «Live: Printemps de Bourges», на котором представлено выступление Жан-Мишеля ЖАРА на фестивале «Весна в Бурже» в 2002 году. Композиция «Metallic Souvenir» («Металлический сувенир») на самом деле является частью «Bleu» («Синий») балета «Aor».
Жан-Мишель ЖАР часто выступал на концертах с симфоническими оркестрами: многие его произведения звучат монументально и словно написаны для оркестра. И вот, он подготавливает партитуры и выпускает двойной альбом своих произведений, исполненных только симфоническим оркестром. Он получил название «The symphonic Jean-Michel Jarre».
Чтобы обратить внимание мирового сообщества на проблему нехватки пресной воды и опустынивания планеты, Жан-Мишель ЖАР организует концерт «Water for life» («Вода для жизни») среди дюн марокканской пустыни. «Мы хотим, чтобы этот концерт стал призывом. Мы хотим, чтобы люди больше думали о том, что вода — это драгоценность и что мы должны беречь то, что у нас есть,» — сказал Жан-Мишель ЖАР.
Когда многие после выхода альбома «Metamorphoses» говорили, что ЖАР резко изменился, что ему больше не интересен тот путь, которым он шёл более 20 лет, вряд ли они предполагали, какой альбом выйдет в 2007 году. «T?o & T?a» стал, пожалуй, самым «нежаровским» альбомом: это клубно-танцевальная музыка, хоть и, местами, с фирменным звуком Жан-Мишеля.
В декабре 2007 года исполнилось 30 лет со дня мировой премьеры альбома «Oxyg?ne». Жан-Мишель ЖАР решил заново исполнить и записать произведение, принёсшее ему мировую славу. В дополнение к этому он вместе со своими верными друзьями Франсисом РЕНБЕРОМ, Клодом САМАРОМ и Домиником ПЕРЬЕ подготовил живое исполнение альбома, представленное на втором диске. Концерт был снят с одного дубля в традиционном стиле и с помощью стереоскопической камеры. После выхода альбома Жан-Мишель ЖАР отправился в турне по Европе «Oxyg?ne in Concert», вторая часть которого начнётся в ноябре этого года. Среди городов турне значатся Москва и Санкт-Петербург.
Жан-Мишель ЖАР вместе со своим отцом — одни из немногих французских музыкантов, добившихся мировой известности. Мало кто может продать более 60 миллионов дисков и завоевать три континента.
Альбомы:
1976–1977 Oxygene
1978 Equinoxe
1981 Magnetic Fields
1982 The Concerts In China
1983 Music For Supermarkets
1984–1985 ZOOLOOK
1986 Rendez-Vous
1988 Revolutions
1990 En Attendant Cousteau
1992 Images
1993 Chronologie
1997 Oxygene 7–13
2000 Metamorphoses
2002 Sessions 2000
2003 Geometry Of Love
2004 AERO: Anthology of Electronic Revisited Originals
2006 The Symphonic Jean Michel Jarre
2007 Тео&Tea
Оф. сайт: www.jeanmicheljarre.com
www.jarre.webteka.com
Jean-Michel Andr? Jarre / Жан-Мише?ль Жарр — французский композитор, один из пионеров электронной музыки, играющий в основном на синтезаторах, автор и постановщик грандиозных световых шоу. Всемирную популярность приобрёл благодаря альбому Oxygene (1976), ставшему классикой электронной музыки. Начиная с 1979 года, провёл десятки музыкально-световых представлений в разных точках планеты.
Сын Франс ПЕЖО (France PEJOT) и Мориса ЖАРА (Maurice JARRE), Жан-Мишель Андре ЖАР (Jean-Michel Andr? JARRE) появился на свет в Лионе 24 августа 1948 года. С детских лет он купается в мире музыки, его дед — изобретатель одного из первых звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков, а его отец Морис ЖАР, начиная с пятидесятых годов, сочинял музыку к фильмам, известным и популярным во всём мире. Его мать юыла членом Французского сопротивления во время Второй мировой войны, она была депортирована в Равенсбрук (Ravensbruck) в 1945 году, откуда бежала и вернулась во Францию на крыше поезда. В 1953 году родители Жан-Мишеля разводятся, и Морис ЖАР покидает семью, чтобы поселиться в Соединённых Штатах. После этого ЖАР рос без отца и жил со своей матерью в Иси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux), одном из пригородов Парижа.
В пять лет Жан-Мишель начинает учиться игре на фортепиано. Параллельно с занятиями в школе он берёт уроки гармонии, контрапункта и фуги у Жанин РЮФ (Jeannine REUFF) в консерватории Парижа. Атмосфера шестидесятых годов повлияла на его пропуски уроков в школе, а явление англосаксонской музыки заставило его играть на электрогитаре в группах-однодневках. Вместе со своей первой группой «Myst?re IV» («Тайна IV»), основанной в 1964 году, он выиграет первый приз «Le festival de rues de Paris» («Фестиваль улиц Парижа»).
В 1967 году ЖАР и его новая группа «The dustbins» («Мусорные ящики») сыграли в фильме «Des gra?ons et des filles» («Парни и девушки») режиссёра Этьена ПЕРЬЕ (Etienne PERIER). Группа выпустила свой сингл очень ограниченным тиражом — всего 10 копий. Этот диск практически невозможно найти, так как он есть только у участников «The dustbins».
Оставив филологию, ЖАР продолжает учиться музыке. В 1968 году он входит в «Groupe de recherche musicales» («Группу музыкальных исследований») «Radio France» («Радио Франции»), возглавляемую Пьером ШАФЕРОМ (Pierre SCHAEFFER). Там он открывает для себя сольфеджио, охватывающее совокупность всех звуков, окружающих нас.
Тогда же он, еле сводя концы с концами, начинает оборудовать свою собственную студию звукозаписи и приобретать электронные музыкальные инструменты, несмотря на финансовые трудности.
В 1969 году ЖАР становится автором электроакустической пьесы «Happiness is a sad song» («Счастье — это грустная песня»), написанной в «Groupe de recherche musicales» для Дома культуры Реймса. Она будет использована в качестве официальной темы «Les fetes de la jeunesse» («»). В том же году он сочинит «La cage» («Клетка») и «Erosmachine» («Эросмашина»), две небольших инструментальных пьесы для магнитоальбома, изданного в 1971 году тиражом всего 117 экземпляров. Позже, в 1978 году, «La cage» будет включена в состав сборника «Made in France» («Сделано во Франции»).
Его стиль сформировался, его принадлежность к электронной музыке становится очевидной.
Его творческий путь начинается там, где заканчивается у многих композиторов. По случаю установки нового потолка с обновлёнными картинами ШАГАЛА (CHAGALL) в «L'opera de Paris» («Опера Парижа») ЖАР становится руководителем балета, названного «Aor» («Свет»). Первый раз электроакустическая музыка вошла в зал «L'opera de Paris». «Aor» («Свет») — это музыка, состоящая из семи частей, сопоставленных цветам радуги. Жан-Мишель ЖАР станет самым молодым исполнителем, выступавшим вживую в этом престижном зале. Вопреки мнению критики «Aor» будет исполнен 17 раз. За этой первой попыткой последуют два других балета, музыку к котрорым напишет Жан-Мишель ЖАР: «Dorian Gray» («Дориэн Грей») Норберта ШМУКИ (Norbert SCHMUCKI) и «Le labyrinthe» («Лабиринт») Жозефа ЛАЗИНИ (Joseph LAZZINI). Эти спектакли частично транслировались по ТВ в 1975 году.
В 1972 году выходит его первый альбом «Deserted palace» («Пустынный дворец»), который заинтересует нескольких эксцентриков. Критики даже сказали, что это не музыка, а шум.
Жан-Мишель ЖАР продолжает исследовать все средства выразительности. Он пробует писать музыку к фильмам («Les granges br?l?es» — «Сожжённые амбары») и к заставкам телепередач (программа «Sport en f?te» — «Спорт по выходным» Мишеля ДРЮКЕРА (Michel DRUCKER), передача «Setyricon» — «Сатирикон»). Он также сочиняет для радио «RTL» («РТЛ»), для «International Festival of Magic» («Международный фестиваль магии») и фоновую музыку для аэропортов («Orly» — «Орли»), а также для рекламы «Nestle» («Нестле»), «Pepsi-Cola» («Пепси-Кола»), «Autoroute A4» («Автопуть А4») и аваикомпании «Underground Musaks». Испытаний столько же, сколько и побед.
Он также активно сочиняет для многих певцов и является залогом успеха многих из них в семидесятые годы. ЖАР пишет для Кристофа (Christophe), Франсуаз АРДИ (Fran?oise HARDY), Жерара ЛЕНОРМАНА (G?rard LENORMAN) и больше всего для Патрика ЖЮВЕ (Patrick JUVET). Такие песни, как «Les mots bleus» («Синие слова»), «Senorita» («Сеньорита») и «O? sont les femmes?» («Где есть женщины?») будут приняты людьми всех возрастов, и публика признает их одними из самых красивых песен. В это же время Жан-Мишель знакомится с Франсисом ДРЕЙФЮСОМ (Francis DREYFUS), директором компании «Disques Motors».
24 января 1975 года ЖАР в первый раз становится отцом: на свет появляется Эмили, его дочь от первого брака.
Между тем, эти сотрудничества не отдаляли ЖАРА от его экспериментальной работы. Жан-Мишель тогда же решает броситься с головой в то, что он по-настоящему любит — электронную музыку. Так он сочиняет «Oxyg?ne» («Кислород»). Любопытно, что перед тем, как он вышел, ни один издатель не заинтересовался этой музыкой. Но его друг Франсис ДРЕЙФЮС (Francis DREYFUS) был очарован этой музыкой. Человек, который открыл для Франции Девида БОУИ (David BOWIE) и «Pink Floyd», возьмёт ЖАРА под своё крыло. Он верит в успех и соглашается отпечатать 50 000 копий альбома. Звукозаписывающие компании, отказавшиеся издать альбом, кусали локти. «Oxyg?ne» покорит весь мир, многократно станет «золотым» диском, он займёт первую строчку в хит-парадах всего мира. ЖАР и ДРЕЙФЮС неожиданно разбогатели и основали новую звукозаписывающую компанию «Disques Dreyfus». Тогда же Жан-Мишель ЖАР будет выбран человеком года в Соединённых Штатах журналом «People» («Люди»). Жан-Мишель сочинил настоящую электронную симфонию, далёкую от повторяющейся, безжизненной и бесчувственной, как у «Kraftwerk», музыки. Синтезаторы здесь приобрели душу и совершили переворот в синтезированной музыке, которая тогда ограничивалась лишь набором шумов и грубых звуков, в ней не было поэзии. Жан-Мишель переносит нас к новым звуковым пейзажам, наполненным чувствами.
Главная часть альбома «Oxyg?ne 4» будет использована в заставках многих телевизионных передач. В 1979 этот альбом послужит музыкой к австралийскому фильму «Gallipoli» Питера Вейра (Peter WEIR). На сегодняшний день продано 15 миллионов копий «Oxyg?ne»!
Следующий его альбом «?quinoxe» («Равноденствие») достигнет успеха в 35 странах, будет продано 7 миллионов экземпляров. Благодаря этому альбому ЖАР получит мировое признание.
В марте 1978 года рамках фестиваля «California jam II», проходившего в Онтарио (Канада), группа «Aerosmith» выступила перед аудиторией в 350 000 человек нараяду с Жан-Мишелем ЖАРОМ, САНТАНОЙ и другими. ЖАР там исполнил «Oxyg?ne 5».
7 октября 1978 года он свяжет свою судьбу с английской актрисой Шарлоттой РЕМПЛИНГ (Charlotte RAMPLING). От их брака родился сын Дави (David).
Жан-Мишель ЖАР также станет создателем концепции «Les villes en concert» («Города в концерте»). 14 июля 1979 года Париж был парализован первым концертом ЖАРА. В тот вечер 1 миллион любопытных зрителей собрались на place de la Concorde (площадь Согласия), чтобы увидеть этот концерт. ЖАР в первый раз войдёт в «Книгу рекордов Гинеса» за наибольшее количество зрителей на концерте под открытым небом. После принцип мега-концертов был использован «Rolling stones», «U2», «Pink Floyd» и многими другими.
«Les chants magn?tiques» («Магнетические пения»), следующий альбом, вышедший в 1981 году, так же принёс ЖАРУ большой успех. Он войдёт в десятку наиболее продаваемых альбомов в Европе и станет многократно золотым.
В октябре 1981 года Жан-Мишель ЖАР улетает в Китай для серии из 5 концертов. Это событие, не имевшее места прежде: западный артист не выступал в этой стране после смерти Мао. На переговоры с властью ушло 2 года. На концертах в Китае ЖАР добьётся успеха благодаря тонкому объёдинению национальных китайских инструментов с синтезаторной технологией. Столкновение двух культур. ЖАР вернётся из Китая c единственным разрешённым к экспорту правительством мотоциклом с коляской. Альбом, последовавший за этой поездкой, станет одним из самых богатых в дискографии ЖАРА.
В 1983 году он встретился с группой художников, которые организовали выставку в универмагах. Эта выставка включала живопись и скульптуру, но им не хватает музыки. Они попросили известного музыканта сочинить музыкальное оформление к выставке. ЖАР согласился. Этот тридцатиминутный альбом будет готов после трёх месяцев экспериментирования. Во время работы над этой музыкой ЖАР сравнивает свой будущий альбом с картиной или скульптурой: каждая вещь уникальна. Так он решает изготовить диск в единственном экземпляре и выставить на продажу. Чтобы сделать свой поступок более зрелищным, ЖАР уничтожил все матрицы на глазах у судебного исполнителя. После использования на выставке «Musique pour supermarch?» («Музыка для универмага») была продана на аукционе в гостинице «Drouot» («Друо») 6 июля 1983 года за 69 000 французских франков, это самый дорогой альбом, проданный на территории Франции! Собранные деньги были отданы молодым художникам. В тот же день ЖАР отправляется на радио «RTL» и даёт разрешение проиграть альбом целиком в первый, последний и единственный раз в мире. ЖАР завершит свой поступок, бросив в прямом эфире по радио «Piratez-moi!» («Попробуйте скопировать!») Этот провокационный поступок останется единственным в истории дисков.
Альбом «Zoolook» («Зоовзгляд») выйдет в 1984 году и в очередной раз приведёт в восторг всех поклонников ЖАРА. Музыкант не попадёт в ловушку повторений, ему удастся обновить свою музыку. Этот новый альбом прославляет человеческий голос — наиболее совершенный инструмент. В новых произведениях звучат слова многих языков мира, изменённые и по-новому окрашенные волшебными синтезаторами музыканта. В записи альбома участвовали Лори АНДЕРСОН (Laurie ANDERSON), Маркус МИЛЕР (Marcus MILLER), Йоги ХОТОН (Yogi HORTON) и Эдриен БЕЛЬЮ (Adrian BELEW).
Следующий этап в творчестве ЖАРА отмечен реализацией его одного из самых амбициозных проектов. NASA (НАСА) заказала у него концерт, чтобы отметить своё двадцатипятилетие и стопятидесятилетие штата Техас (Texas).Всё было готово для большого праздника. «Rendez-vous Houston» («Хьюстонское свидание») должно было поразить весь мир новинкой: музыкой, сыгранной и записанной в космосе. Космонавт Рон МАКНЕР (Ron MCNAIR) должен был исполнить на саксофоне одно из произведений прямо с борта космического корабля «Challenger» («Претендент»). Оба музыканта репетировали до конца. Было предусмотрено всё: изображение должно было передаваться с корабля и проецироваться на одно из зданий, переделанное в гигантский экран. К несчастью, Жан-Мишель ЖАР потеряет своего друга при взрыве корабля. Весь мир ужаснулся этой трагедии. Концерт в Хьюстоне будет воспринят как дань уважения всей Америке.
Шесть месяцев спустя Жан-Мишель реализует свою давнюю мечту: сыграть в Лионе, его родном городе. Концерт был приурочен к приезду папы Иоан-Павла II (Jean-Paul II). Концерт в Лионе совпал со временем, когда Францию захлестнула волна террора. Концерт чуть не отменили. Но зелёный свет был дан после мобилизации служб безопасности. «Rendez-vous Lyon» («Лионское свидание») оставит яркий след в памяти благодаря звуку лазерной арфы и хора.
Жан-Мишель ЖАР никогда не был равнодушен к глобальным проблемам человечества. Альбом «Revolutions» («Революции») станет его криком против ужасов апартеида. ЖАР ещё раз сталкивает культуры. Диск будет посвящён Дульси СЕПТАНБР (Dulcie SEPTEMBER), одной из жертв апартеида, убитой в Париже 28 марта 1988 года. Однако выход диска будет отмечен цензурой! Причина? Арабское пение в «Revolution, revolutions» («Революция, революции»). Франция переживала время террористических актов.Этот альбом также станет поводом для нового концерта в Лондоне, в старом порту Докландс (Docklands), одном из самых мрачных мест английской столицы. Концерт прерывался несколько раз, поскольку шёл под дождём, который повредил часть инструментов. В конечном счёте англичане увидели два концерта, 8 и 9 октября. Магия ЖАРА совершилась в очередной раз. Старые кварталы вновь обрели жизнь под дождём и предстали перед восхищёнными глазами 200 000 зрителей.
В мае 1989 года по случаю столетия Эйфелевой башни (la Tour Eiffel) ЖАР, нарушив традицию своих масштабных концертов, подарил Железной даме мини-концерт продолжительностью около 20 минут, транслировавшийся по Мировидению (Mondovision).
В 1989 году Франция также отмечала двухсотлетие своей революции, и это был идеальный повод для такого артиста, как Жан-Мишель ЖАР. У него была идея концерта в Лионе, в квартале Minguettes, пережившем немало горячих событий, являющимся символом быстрой урбанизации. Этот квартал должен был быть разрушен для того, чтобы расчистить место под строительство новых домов. ЖАР придавал большое значение охране окружающей среды и решает дать концерт в этом месте, прямо перед перестройкой, таким образом он решил отметить революцию, но не прошедшую, а грядущую. Однако организационные проблемы помешали осуществлению проекта.
Всё ещё в 1989 году ЖАР организует большую выставку. «Concert d'images» («Концерт изображений») прошёл в «L'espace photographique des halles de Paris» («Фотографическом зале Парижа») с 6 июня по 17 сентября. На этой выставке были представлены фотографии с концертов, начиная от площади Согласия и до Лондона. Посетитили также могли поиграть на знаменитой лазерной арфе и послушать пре-версию альбома «En attendant Cousteau» («В ожидании Кусто»).
В 1990 году Жар соглашается сочинить музыкальную тему для компании «La lyonnaise des eaux» («Лионские воды»). Он перерабатывает одно из своих первых произведений и сочиняет «R?manance» («Перестройка»), которая на самом деле представляет собой сжатую версию «Calypso 2» («Калипсо 2»). Компания использует эту композицию как музыку ожидания в своих телефонах.
14 июля ЖАР устраивает новый необыкновенный концерт под аркой Обороны (l'arche de la D?fense).Пирамидальная сцена была установлена точно на прямой между аркой Обороны и Триумфальной аркой (l'arc de Triomphe). На концерте присутствовало 2,5 миллиона человек, новый мировой рекорд для бесплатных концертов. Это шоу совпало с выходом нового альбома ЖАРА «En attendant Cousteau». Для его записи ЖАР привлёк лучший ансамбль ударников из Тринидада «Amaco renegades». Этот альбом посвящён Жак-Иву КУСТО, борцу за охрану природы. Кусто для Жан-Мишеля является одной из самых уважаемых личностей во Франции и в мире. Французский музыкант станет одним из известных людей, подписавших знаменитую петицию Кусто. Эти два великих человека будут сотрудничать в 1992 году в «Palawan, le dernier refuge» («Палаван, последнее убежище»). В этот документальный фильм войдут лучшие вещи ЖАРА и музыка, специально сочинённая для фильма.
Число проектов музыканта увеличивается, и они начинают сливаться. 11 июля 1991 года Солнце встретилось с Луной. Жан-Мишель ЖАР работал над «Concert de l'?clipse» («Концерт затмения»), который должен был длиться в течение всего этого события. Шоу должно было состояться в городе Teotihuacan (Мексика), а сцена должна была быть установлена перед Пирамидой Солнца. Но многочисленные проблемы (помехи, недостаток насыпи, крушение в Атлантическом океане корабля с оборудованием) помешали артисту поставить этот спектакль. Чтобы хоть как-то подбодрить поклонников из Мексики ЖАР организует «Concert d'images» на несколько месяцев в Мехико. Жан-Мишель называет это время периодом разочарований в его творчестве.
1992 год станет одним из самых загруженных для Жан-Мишеля ЖАРА. 21 марта он становится на один день главным редактором журнала «Figaro» («Фигаро»). Он готовит небольшое лазерное шоу в «Le Palis des Congr?s de Paris» (Дворец съездов Парижа) в пользу обездоленных детей, которое в конечном счёте не состоится, и участвует в подготовке Церемонии открытия Зимних Олимпийских игр во французском городе Альбервиле (Albertville).
Для того чтобы отметить факт продажи 100 миллионов наручных часов в течение 8 лет, фирма «Swatch» попросила ЖАРА поставить мега-спeктакль в городе Цермат (Zermatt). Вопреки обыкновению он не участвовал в концерте, поскольку вся музыка будет проиграна с жёсткого диска. Это позволило ЖАРУ больше сконцентрироваться на визуализации шоу. Во время этого большого праздника «Swatch» представит прототип, первые наручные часы с музыкальным боем. Так родились часы «Swatch MusiCall». Тему боя сочинил Жан-Мишель ЖАР. Её, впрочем, можно услышать в «Chronologie» («Хронология»). Швейцарская компания станет партнёром Жан-Мишеля во время его турне «Europe en concert» («Европа в концерте»).
Этот год очень пышно закончится в Южной Африке, куда ЖАР был приглашён, чтобы отпраздновать открытие дворца «Затерянный город». Так же, как и в предыдущем спектакле, живого концерта не было, ЖАР записал концерт заранее на кассету. Зато на своём первом концерте в Южной Африке ЖАР настоял на участии местных музыкантов. Совместно с Седриком САНСОНОМ (Cedric SAMPSON) он переработал свои произведения, чтобы достичь атмосферы южноафриканских ритмов. «Volcanic dance» («Вулканический танец») был сочинён Жан-Мишелем специально для южноафриканских ударников.
Открыта новая планета 4422 нашей Солнечной системы. Она будет названа именем ЖАРА.
В 1993 году Жан-Мишель ЖАР был избран посланником доброй воли ЮНЕСКО (UNESCO). Его цель — дать серию концертов в стратегических для ЮНЕСКО местах.
Его новый альбом «Chronologie» выйдет 23 мая 1993 года. Первый сингл «Chronologie: part 4», стремительно ворвётся во французский хит-парад и сразу же займёт первое место. Этот новый альбом станет поводом для серии концертов. Первый раз Жан-Мишель уезжает в турне по Европе. «Europe en concert» — это 15 концертов в 7 разных странах. С июля по октябрь Жан-Мишель осветит гору святого Михаила, стадион «Уэмбли», Брюссель, Барселону и даже Версаль. Турне принесёт большой успех, собрав около 660 000 зрителей.
После нескольких месяцев отдыха ЖАР ещё раз отправится к берегам Китая. Его, а не Майкла ДЖЕКСОНА (Michael JACKSON) или Мадонну (Madonna), пригласят для организации церемонии открытия нового стадиона в Гонконге. Это был его второй визит в Китай. В том же 1994 году планировался ещё один концерт, но в конце концов он был отменён. Концерт должен был состояться 18 июня на Рейнштадионе (Rheinstadion) Дюсельдорфа, в Германии.
1 апреля 1994 года Жан-Мишель ЖАР даёт забавный концерт в прямом эфире на волнах французского радио «Europe 2». Он исполняет три композиции, но не на синтезаторах, а на шарманке.
Новый амбициозный проект Жан-Мишеля ЖАРА был связан с празднованием года терпимости и пятидесятилетия ЮНЕСКО. Первый «Concert pour la tol?rance» («Концерт за терпимость») состоялся в 1995 году в Париже, у подножия Эйфелевой башни. Этот спектакль реализует давнюю мечту Жан-Мишеля: увидеть Железную даму, изменившуюся в цвете. На концерте будет присутствовать 1 200 000 зрителей, новый успех. Первоначально другие «Concert pour la tol?rance» должны были пройти в других символичных местах: Бейруте и Атланте, городе Мартина Лютера КИНГА (Martin Luther KING). К несчастью, единственный концерт у Эйфелевой башни завершит проект.
В сентябре 1995 года ЖАР примет участие в шоу «Fiesta Italiana» в Турине, где компания «Fiat» представила два своих новых автомобиля «Bravo» и «Brava». Жан-Мишель сыграет две композиции под проливным дождём.
В 1996 году ЖАР продюсирует альбом «Amphibia» («Амфибия») Патрика РОНДА (Patrick RONDAT).
В следующем году Жан-Мишель ЖАР совместно с Министерством культуры Франции открывает свой первый сайт в Интернете «Un espace pour la tol?rance» («Пространство за терпимость»). Его официальный сайт www.jeanmicheljarre.com откроется в 1997 году.
20 лет спустя после мирового успеха «Oxyg?ne» Жан-Мишель ЖАР возвращается к истокам, записывая продолжение — «Oxyg?ne 7-13» («Кислород 7-13»). В этот раз он смешивает синтезаторы той эпохи и новой технологии. «Oxyg?ne 7-13» займёт самые высокие позиции в европейских хит-парадах, его лучшая позиция — 2-ое место в Австрии.
Этот новый альбом послужил поводом для новой серии концертов. Вопреки концепции «Les villes en concert», когда архитектура города служила декорацией мега-спектакля, Жан-Мишель решит провести своё турне в залах. Он объяснит своё решение желанием играть перед небольшим числом зрителей и желанием усилить контакт с публикой. «Oxygen indoor tour» («Внутренний тур «Кислорода») прошёл в Европе с мая по июнь. Вторая часть турне прошла во Франции в течение октября.
Вопреки этому «закрытому» туру, ЖАР не порвал с большими концертами и принял приглашение мэра Москвы, Юрия ЛУЖКОВА, участвовать в праздновании 850-летия русской столицы. Концерт проходил перед МГУ, зданием в 400 м длиною и 250 м высотою. В ходе спектакля на фасад университета проецировались кадры из истории Москвы. Одним из незабываемых моментов концерта была связь с космонавтами, находившимися на борту космической станции «Мир». Московские власти оценили количество зрителей «Oxygen in Moscow» («Кислород в Москве») в 3,5 миллиона человек! Такого скопления народа в Москве не было со времён похорон Сталина в 1953 году!
В 1998 году состоялось большое спортивное событие — Кубок мира по футболу, прошедший во Франции. Жан-Мишель будет участвовать в своей манере в этом большом празднике. Кроме «Appolo 440», сделавших ремикс — «Rendez-vous '98» («Свидание '98»), ЖАР сотрудничает с Тецуей КОМУРО (Tetsuya KOMURO), известным в Японии артистом, они вместе сочиняют гимн следующего Кубка мира 2002 года, который пройдёт одновременно и в Японии, и в Южной Корее. Эта композиция, названная «Together now» («Сейчас вместе»), порывает с традиционной музыкой ЖАРА, поскольку он напишет песню со словами на английском языке, исполненную японкой. Музыка очень стремительна, и очень трудно узнать почерк ЖАРА. Он также примет участие в церемонии закрытия Кубка мира во Франции, это будет новый концерт у подножия Эйфелевой башни. Никто не видел прежде подобного шоу. «La nuit ?lectronique» («Электронная ночь») стала грандиозным вечером техно, где вместе с Жаром на сцене играли самые известные представители этого жанра: «Appolo 440», DJ Cam, Тецуя КОМУРО, Клод МОНЕ (Claude MONNET), «Resistence D», Трига (Trigga) и KDD. Каждый из них исполнил ремиксы на произведения французского композитора, своеобразное «живое» продолжение альбома ремиксов «Odyssey through O2» («Одиссея сквозь кислород»). Несмотря на присутствие 600 тысяч зрителей, «La nuit ?lectronique» не будет принята публикой. Зрители начали покидать Марсово поле уже после одного-двух часов концерта. Жан-Мишель ЖАР понял, что публика была озадачена этим концертом, он скажет, что у него было желание сделать что-то другое.
Последнее представление ЖАРА в 1998 году состоялось на выставке «Apple» по случаю выпуска нового компьютера «iMac». Это шоу, происходившее в зале, было приурочено к 50-летию электронной музыки. Но концерт был насыщен, прежде всего, различными визуализациями. Все изображения, проецировавшиеся на экран, были трёхмерные, чтобы зрители могли оценить эти эффекты, им перед началом концерта были выданы специальные очки.
2000 год без всякого сомнения является началом нового этапа в творчестве Жан-Мишеля ЖАРА. В ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года он исполнил оперу у подножия пирамид Египта, озаглавленную «12 dreams of the Sun» («12 снов Солнца»). Как всегда всё прошло с большим размахом: бюджет в 9,5 млн. долларов, 1000 артистов (танцоров, певцов, музыкантов) и 10 тон пиротехнических веществ. Хосни МУБАРАК (Hosni MOUBARAK), президент Египта, присутствовал на концерте, который транслировался на весь мир. Концерт продолжался до первых лучей Солнца нового года.
Новый альбом также явился новым начинанием. Озаглавленный «Metamorphoses» («Метаморфозы»), этот новый диск является экспериментальным в плане работы над звуком и не имеет ничего общего с предыдущими альбомами. Жан-Мишель ЖАР уходит от своих музыкальных традиций и чисто коммерческих проектов — «Chronologie» и «Oxyg?ne 7-13» — чтобы возвратиться к экспериментам со звуком — путь, которым он шёл в 80-х годах. Выход «Metamorphoses» был отмечен небольшим представлением Жан-Мишеля ЖАРА в парижском кафе «Man ray cafe» («Лучистый человек»), принадлежащем Джони ДЕПУ (Johnny DEPP).
2001... магическое число! Ведь это книга Артура КЛАРКА (Arthur CLARKE) и фильм Стенли КУБРИКА (Stanley KUBRICK). Это видение будущего из 70-х годов. Жан-Мишель ЖАР решил отдать дань уважения одиссее пространства концертом, названным «Rendez-vous in Space» («Свидание в космосе»). Вместе с Тецуей КОМУРО, Франсисом РЕНБЕРОМ (Francis RIMBERT), Марком ФИШЕРОМ (Mark FISHER) он организовал группу «The Vizitors», которая и исполнила специально написанную ЖАРОМ и КОМУРО музыку. За несколько месяцев до концерта Жан-Мишель ЖАР несколько раз летал на Шри-Ланка, чтобы записать на плёнку Артура КЛАРКА, который говорил на самые различные темы, такие как жизнь человека в космосе и др. Эти записи были использованы в концерте, они предваряли начало каждого произведения, как это делала Лори АНДЕРСОН на концерте в Египте. Идея концерта была прекрасна, но сам концерт немного разочаровал: лишь 8 композиций и всего 45 минут музыки. Все ждали грандиозного концерта как в Хьюстоне или под аркой Обороны, например, с гигантскими проекциями на здания и лазерными эффектами. Но получилось лишь небольшое шоу. Предполагалось, что в феврале 2001 года выйдет альбом «The vizitors», но проект был отменён.
Афины, а точнее Акрополь, стал без всякого сомнения одним из городов, который поклонники творчества Жан-Мишеля ЖАРА хотели увидеть в лучах света и лазеров. Это было сделано 19 и 20 июня 2001 года в течение ежегодного летнего фестиваля. Именно греческое правительство пригласило ЖАРА дать концерт в их стране. Для этого спектакля, названного «Athenes: L'Hymne d'Acropolis» («Афины: гимн Акрополю»), был написан специальный сценарий, который воздает должное греческой культуре и её интересной мифологии. Фасад «Herode Atticus», амфитеатра на 5 000 мест, расположенного точно под знаменитым холмом Акрополя был использован для проецирования изображений, в то время как несколько гигантских экранов и мониторы на сцене распространяли компьютерную анимацию. На музыкальном уровне была сыграна только классика ЖАРА. В названии концерта специально упомянута новая пьеса «Akropolis» («Акрополь»), сочинённая специально для концерта по просьбе греческого правительства, которая должна была стать темой Акрополя.
Осенью того же 2001 года тиражом всего в 1 000 экземпляров выйдет новый альбом «Interior music» («Внутренняя музыка»). Он был написан в рамках сотрудничества Жан-Мишеля ЖАРА с датской фирмой «Bang & Olufsen», занимающейся производством аппаратуры класса «Hi-Fi». На альбоме слушатель найдёт всего две композиции, близкие по звучанию к «En attendant Cousteau» — там нет ключевой мелодии, но много окружающих нас звуков и расслабляющих волн синтезаторов.
В том же году Жан-Мишель ЖАР создаёт звуковое оформление для кабельного телеканала «Match TV», а также сочиняет музыку для фильма «Qui veut devenir une star» («Кто хочет стать звездой»).
12 апреля 2002 года ЖАР в первый раз участвует в известном фестивале «Printemps de Bourges» («Весна в Бурже»). На нём он исполнил около часа неизданной музыки, включая новую версию части «Bleu» («Голубой») балета «Aor».
Летом 2002 года французский журнал «Paris Match» публикует статью, посвящённую Жан-Мишелю ЖАРУ и его новой возлюбленной — Изабель АДЖАНИ (Isabelle ADJANI), французской актрисе и певице. Они объявляют о своей помолвке и говорят о планах пожениться. Чёрно-белые фотографии, сопровождающие статью, были специально отобраны Жан-Мишелем и Изабель.
7 сентября того же года Жан-Мишель ЖАР дал концерт в парке ветряных мельниц «Gammel Vr? Enge», расположенном около города Ольбурга в Дании. Главной темой концерта, названного «Aero» («Аэро») стала энергия и окружающая среда. «Ветер играет ведущую роль, но не только как источник энергии, но и как среда распространения звуков, образов и снов. Ветер переносит птиц, но также и дым и загрязнения, он осуществляет связь между нами и всем хорошим и всем плохим — это наша судьба»,- сказал Жан-Мишель ЖАР. Электроэнергия, необходимая для концерта, вырабатывалась ветряными мельницами, расположенными в парке. Как и чуть более года назад на Акрополе были исполнены лишь классические произведения Жан-Мишеля ЖАРА, за исключением двух новых композиций. В концерте принимал участие давний друг Жан-Мишеля ЖАРА — Франсис РЕНБЕР (Francis RIMBERT), вместе с ними играла датская группа «Safri Duo». Поставить концерт на поле ветряных мельниц было очень трудно, это был своего рода вызов команде ЖАРА. Но в этот вечер в концерт вмешалась ещё одна стихия. В течение двух часов 35 000 зрителей под дождём, стоя почти по колено в грязи, наблюдали за спектаклем. Как сказал сам Жан-Мишель ЖАР «получилось посвящение дождю, а не ветру».
Спустя полтора месяца после «Aero» издательство «Disques Dreyfus» выпускает новый студиный альбом Жан-Мишеля ЖАРА «Sessions 2000» («Сессии 2000»). Жан-Мишель ЖАР в очередной раз всех поразил. Кто бы мог подумать, композитор решит направить свои музыкальные эксперименты в русло джаза? Музыка полностью оригинальна, это стиль, который мы раньше никогда не слышали у Жан-Мишеля ЖАРА, с джазовой атмосферой и множеством фортепианных звуков, акустическим басом и трубами. Альбом больше похож на фоновую расслабляющую музыку, напоминающую композиции «Interior music» (альбом, записанный в то же время, что и этот), с отсутствием мелодий, но с музыкальным ландшафтом, семплами оркестра и звуковыми эффектами. Франсис РЕНБЕР сказал: «Как это отражено в названии альбома, мы сделали несколько сессий по сочинению и записи альбома. Мы исследовали новые музыкальные стили. Электронные стили, конечно же, но с некоторыми другими влияниями. Иногда, это джазовый стиль, который удивит слушателей. Мне это очень нравится, и мы в действительности хорошо провели время, записывая этот диск».
В 2003 году Жан-Мишель ЖАР записал новый альбом, озаглавленный «Geometry of love» («Геометрия любви»), для известного французского клуба Жана РОША (Jean ROCH) «VIP room». Это оригинальная музыка с «праздной» атмосферой. Для создания обложки альбома Жан-Мишель ЖАР обратился к ORA-ITO, который выполнил мозаику из фотографии, сделанной Жан-Мишелем ЖАРОМ, на которой изображена его невеста Изабель АДЖАНИ (Isabelle ADJANI). Увы, Жан-Мишель и Изабель расстанутся в начале следующего года. Предвыпуск этого альбома состоялся в четверг, 10 июля, в клубе «VIP room» в Париже, как закрытие «Fashion week» («Неделя моды»). Это была вечеринка лишь для приглашённых гостей. Коммерческий выпуск «Geometry of love» состоялся 9 сентября 2003 года.
В начале следующего года компания «Francis Dreyfus Music» переиздала «докислородный» альбом «Les granges br?l?es» на компакт-диске. Альбом впервые вышел в США.
2 сентября 2004 г. состоялся перезапуск официального сайта Жан-Мишеля Жара, это событие предварило выход студийного альбома «Aero». Жан-Мишель снова установил рекорд: впервые в мире альбом был сочинён, а не просто записан, в формате 5.1. К сожалению, действительно новых произведений в альбоме немного, его основу составляют ставшие «классическими» композиций, хотя и представленные в новой аранжировке. Альбом был выпущен сразу на двух носителях, DVD и CD (обычный стерео вариант), причём при прослушивании DVD можно наблюдать на протяжении всего альбома глаза французской актрисы Анн ПАРИЙО (Anne PARILLAUD), реагирующие на музыку. Жан-Мишель и Анн поженятся 12 мая 2005 года.
Спустя 23 года после своего первого визита, Жан-Мишель ЖАР снова в Пекине: 2004 год был объявлен годом Франции в Китае. 10 октября он дал концерт, первая часть которого прошла в Запретном городе, а вторая — на знаменитой площади Тяньаньмэнь.
В 2005 году исполнилось 25 лет со дня образования польского независимого объединения профсоюзов «Солидарность», который выступил против действовавшего в Польше режима. Жан-Мишель ЖАР едет в Гданьск, где даёт, пожалуй, самый длинный из всех своих концертов «Space of freedom» («Пространство свободы»). Он прошёл на судоверфи, в месте рождения «Солидарности».
В 2006 году выходит концертный альбом «Live: Printemps de Bourges», на котором представлено выступление Жан-Мишеля ЖАРА на фестивале «Весна в Бурже» в 2002 году. Композиция «Metallic Souvenir» («Металлический сувенир») на самом деле является частью «Bleu» («Синий») балета «Aor».
Жан-Мишель ЖАР часто выступал на концертах с симфоническими оркестрами: многие его произведения звучат монументально и словно написаны для оркестра. И вот, он подготавливает партитуры и выпускает двойной альбом своих произведений, исполненных только симфоническим оркестром. Он получил название «The symphonic Jean-Michel Jarre».
Чтобы обратить внимание мирового сообщества на проблему нехватки пресной воды и опустынивания планеты, Жан-Мишель ЖАР организует концерт «Water for life» («Вода для жизни») среди дюн марокканской пустыни. «Мы хотим, чтобы этот концерт стал призывом. Мы хотим, чтобы люди больше думали о том, что вода — это драгоценность и что мы должны беречь то, что у нас есть,» — сказал Жан-Мишель ЖАР.
Когда многие после выхода альбома «Metamorphoses» говорили, что ЖАР резко изменился, что ему больше не интересен тот путь, которым он шёл более 20 лет, вряд ли они предполагали, какой альбом выйдет в 2007 году. «T?o & T?a» стал, пожалуй, самым «нежаровским» альбомом: это клубно-танцевальная музыка, хоть и, местами, с фирменным звуком Жан-Мишеля.
В декабре 2007 года исполнилось 30 лет со дня мировой премьеры альбома «Oxyg?ne». Жан-Мишель ЖАР решил заново исполнить и записать произведение, принёсшее ему мировую славу. В дополнение к этому он вместе со своими верными друзьями Франсисом РЕНБЕРОМ, Клодом САМАРОМ и Домиником ПЕРЬЕ подготовил живое исполнение альбома, представленное на втором диске. Концерт был снят с одного дубля в традиционном стиле и с помощью стереоскопической камеры. После выхода альбома Жан-Мишель ЖАР отправился в турне по Европе «Oxyg?ne in Concert», вторая часть которого начнётся в ноябре этого года. Среди городов турне значатся Москва и Санкт-Петербург.
Жан-Мишель ЖАР вместе со своим отцом — одни из немногих французских музыкантов, добившихся мировой известности. Мало кто может продать более 60 миллионов дисков и завоевать три континента.
Альбомы:
1976–1977 Oxygene
1978 Equinoxe
1981 Magnetic Fields
1982 The Concerts In China
1983 Music For Supermarkets
1984–1985 ZOOLOOK
1986 Rendez-Vous
1988 Revolutions
1990 En Attendant Cousteau
1992 Images
1993 Chronologie
1997 Oxygene 7–13
2000 Metamorphoses
2002 Sessions 2000
2003 Geometry Of Love
2004 AERO: Anthology of Electronic Revisited Originals
2006 The Symphonic Jean Michel Jarre
2007 Тео&Tea
Оф. сайт: www.jeanmicheljarre.com
www.jarre.webteka.com
Рейтинг:
Все материалы: Jean Michel Jarre Биографии
Автор: yog | Дата: 1 марта 2009 | Просмотров: 15 155
Похожие темы:
Коментарии: Jean Michel Jarre
Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожий, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ОПРОС
Нью эйдж музыка будущего?